Наши публикации RU

Долгосрочный план развития Владивостокской агломерации до 2030 года: возможные механизмы его реализации

1. ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

29 декабря 2023 года по поручению Президента РФ Распоряжением Правительства РФ был принят Долгосрочный план социально-экономического развития Владивостокской агломерации (далее – Долгосрочный план).

В рамках Долгосрочного плана планируется реализация мероприятий в следующих сферах:

1) культура;

2) здравоохранение;

3) транспорт и логистика;

4) туризм;

5) спорт;

6) жилье;

7) коммунальная инфраструктура;

8) комфортная городская среда;

9) промышленность.

В соответствии с утвержденным Долгосрочным планом, планируется реализовать порядка 150 мероприятий в целях развития г. Владивосток и г. Артем. Общий объем финансирования мероприятий составляет 1 триллион 176 млрд рублей, из которых:

- 502 млрд рублей составят средства бюджетов РФ,

- 674 млрд рублей составят внебюджетные средства.

Также следует отметить, что 17 сентября 2023 года Президент РФ поручил Правительству РФ представить предложения по реализации проектов комплексного развития территорий и проектов в сфере дорожного хозяйства с использованием механизмов возвратного финансирования строительства объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе инфраструктурных облигаций, и государственно-частного партнерства.

2. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНА

1) Понятие комплексного развития территорий и отличия его видов

Комплексным развитием территорий (далее – КРТ) является совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.

Законодательство выделяет следующие виды КРТ:

1) КРТ жилой застройки;

2) КРТ нежилой застройки;

3) КРТ незастроенной территории;

4) КРТ по инициативе правообладателя.
1) Порядок заключения договора о КРТ и его основные условия

Принятое решение о КРТ является отправной точкой к реализации проекта КРТ, на основании которого проводятся торги на право заключения договора о КРТ.

Решение о КРТ включает в себя:

- сведения о местоположении территории;

- перечень объектов;

- предельный срок реализации решения;

- сведения о самостоятельной реализации РФ;

- основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- перечень объектов культурного наследия;

- иные сведения, определенные Правительством РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если решение о КРТ принято по инициативе правообладателей, договор заключается без проведения указанных торгов. При условии, если договор заключается с двумя или несколькими правообладателями недвижимого имущества (земельного участка), между ними заключается соглашение о разграничении обязанностей что является обязательным приложением к договору о КРТ[1].

Договором о КРТ должны быть предусмотрены следующие условия

- обязательства лица, заключившего договор, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и условиями аукциона, этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции указанных объектов;

- обязательства лица, заключившего договор, по благоустройству территории, подлежащей комплексному развитию;

- обязательства лица, заключившего договор, обеспечить строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, этапы и максимальные сроки осуществления строительства указанных объектов;

- способы и размер обеспечения выполнения вытекающих из договора о комплексном развитии территории обязательств лица, с которым заключен такой договор;

- срок действия договора о КРТ;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора о КРТ;

- иные условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение[2].

Мы согласны с мнением Белицкой А.В., которым она делилась в своих научных трудах и указывала, что договор о КРТ имеет больше гражданско-правовую природу, поскольку при заключении договора о КРТ у сторон имеется возможность «определить условия осуществления инвестиционного проекта, в том числе его срок, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, на основе свободного волеизъявления»[3].

2) Финансирование мероприятий КРТ

В целях реализации КРТ любого вида могут привлекаться как бюджетные ассигнования, так и внебюджетные средства[4].

Так, Долгосрочным планом Владивостокской агломерации предусмотрен ряд мероприятий, который планируется реализовать посредством применения КРТ до 2030 года:
В целях достижения целей решения о КРТ, лицу, заключившего договор о КРТ жилой застройки возможно предоставление субсидий на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции[5].

Также, при реализации проектов КРТ, законами субъектов РФ может быть установлено право налогоплательщика (застройщика) уменьшить суммы налога, а именно не более 80 процентов суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования[6].Законодательство предусматривает возможность софинансирования обязательств концессионера (частного партнера), но обязательным элементом всегда является привлечение инвестиций

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНА ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ГЧП

Законодательством РФ предусмотрены две основные формы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) – концессионное соглашение и соглашение о ГЧП, которые регулируются соответствующим законодательством.

Ниже представлены основные отличия данных форм по некоторым параметрам:
В рамках реализации Долгосрочного плана возможно применение инструментов ГЧП на мероприятия, направленные на улучшение социальной, культурной, промышленной и других инфраструктур. Так, Долгосрочным планом предусмотрено порядка 28 мероприятий, направленных на привлечение внебюджетных источников финансирования (Приложение 1).

Заключение концессионного соглашения возможен двумя способами:

1) путем проведения конкурсных процедур;

2) в порядке частной концессионной инициативы, когда потенциальный концессионер направляет концеденту предложение о заключении концессионного соглашения.

Ниже представлена схема заключения концессионного соглашения путем проведения конкурсных процедур:
Следует отметить, что 2 февраля 2024 года Правительство утвердило Постановление, которое определяет планируемый размер финансирования на развитие инфраструктуры в регионах Дальнего Востока[7]. Как поясняет Председатель Правительства Михаил Мишустин: «Средства пойдут на софинансирование расходов при выполнении концессионных соглашений, срок которых превышает период действия лимитов бюджетных обязательств». Таким образом, на реализацию долгосрочных проектов по социальному развитию центров экономического роста дальневосточных регионов в 2027–2037 годах из федерального бюджета планируется направить 41,4 млрд рублей.

4. КООРДИНАЦИЯ КРТ И ГЧП

КРТ, как указывалось ранее, включает в себя различные типы проектов, включая жилые комплексы, культурные и общественные пространства и другие, на конкретной территории, выбранной проектом КРТ. В то же время, могут быть привлечены инструменты ГЧП для реализации конкретных мероприятий в рамках КРТ, утвержденных Долгосрочным планом.

Соотношение данных механизмов мы рассматриваем ниже:
В настоящий момент в законодательстве не предусмотрено механизмов координации при реализации проектов ГЧП и КРТ, в том числе их софинансирования. Однако, как показывает практика, ООО «ПроШкола» использовала иной подход синхронного использования концессионного соглашения и проекта КРТ. Так, в Краснодарском крае ООО «ПроШкола», выступающая концессионером по строительству объекта образования, совершила слияние реализуемого концессионного проекта и решения о КРТ. Являясь правообладателем объекта образования, ООО «ПроШкола» с иными правообладателями территории выступили с инициативой принятия решения о КРТ, в последствии чего заключила соглашение о разграничении обязанностей с иными правообладателями территории[8].

Таким образом, в практике имеется опыт синхронизирования концессионного соглашения с проектом КРТ, несмотря на отсутствие в законодательстве использования данного механизма.

При анализе законодательства, нам удалось выявить способы координации механизмов КРТ и ГЧП:
[1] Подпункт 4 пункта 7 статьи 66 Градостроительного кодекса РФ.

[2] Пункт 5 статьи 16.7-3 Федерального закона № 161 от 24 июля 2008 г. (ред. от 25 декабря 2023 г.) "О содействии развитию жилищного строительства".

[3] Белицкая А.В., Кухаренко Л.В. Комплексное развитие территории как правовой инструмент государственно-частного партнерства // Юрист. 2023. N 2. С. 27 - 32.

[4] Часть 5 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года № 846.

[6] Подпункт 5 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса РФ.

[7] Сайт Правительства РФ: http://government.ru/news/50848/.

[8] Ссылка записи сессии «Российской недели ГЧП»: https://vk.com/video/@rosinfra?z=video-211639118_456239025%2Fpl_-211639118_-2.
Приложение 1 «Мероприятия с привлечением внебюджетных источников финансирования»
Заметки