Экологический оператор - институт развития или коммерческий игрок?
Оригинальная статья опубликована на сайте Gor-Hoz.ru, 02 февраля 2019 г.
Реформирование отрасли – процесс трудоемкий и сопряженный с большим количеством организационных рисков. Создание экологического оператора можно рассматривать как меру, призванную обеспечить переход к новой системе с наименьшими организационными потерями. Экологический оператор - недвусмысленный посыл Москвы субъектам и региональным операторам о том, что государство участвует в реформе не только словом, но и делом – это задача федерального масштаба.
Функционал экологического оператора комплексный – он будет участвовать в разработке государственной политики, привлекать внебюджетные инвестиции, выступая как партнер или гарант в ГЧП проектах, стимулировать вторичную переработку и заниматься информатизацией отрасли обращения с ТКО.
В России уже есть примеры такого подхода к развитию инфраструктуры – например, в сферах автомобильных дорог (ГК Автодор), атомной энергетики (ГК Росатом) или электроэнергетики (ПАО Россети). Похожую на экологического оператора роль имеет Автодор, управляющий крупными ГЧП проектами в транспортной отрасли, привлекающий внебюджетные инвестиции и обеспечивающий территориальное развитие регионов страны. Под отдельные проекты Автодор привлекает внебюджетное финансирование через облигации, обеспеченные доходами по проекту или платежами от публичного партнера, - например, концессии на строительство платного участка трассы М-1 «Беларусь» или строительство 7 и 8 участка скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
В международной практике тоже имеются примеры единых «центров управления» в сфере обращения с отходами. Например, в Швейцарии правительством совместно с операторами создана национальная организация по обращению с ядерными отходами NAGRA; в Бельгии имеется федеральная организация POST Plus, финансирующая затраты на раздельный сбор и сортировку; в Болгарии в 2004 году основано государственное предприятие по обращению с радиоактивными отходами (SE RAW).
Курс на комплексное развитие отрасли
Основными функциями экологического оператора станут координация деятельности участников отрасли, привлечение инвестиций, стимулирование вторичной переработки ТКО и информатизация отрасли, при этом перечень функций остался открытым.
В данной наглядно обозначены основные функции и направления деятельности экологического оператора
Оригинальная статья опубликована на сайте Gor-Hoz.ru, 02 февраля 2019 г.
Реформирование отрасли – процесс трудоемкий и сопряженный с большим количеством организационных рисков. Создание экологического оператора можно рассматривать как меру, призванную обеспечить переход к новой системе с наименьшими организационными потерями. Экологический оператор - недвусмысленный посыл Москвы субъектам и региональным операторам о том, что государство участвует в реформе не только словом, но и делом – это задача федерального масштаба.
Функционал экологического оператора комплексный – он будет участвовать в разработке государственной политики, привлекать внебюджетные инвестиции, выступая как партнер или гарант в ГЧП проектах, стимулировать вторичную переработку и заниматься информатизацией отрасли обращения с ТКО.
В России уже есть примеры такого подхода к развитию инфраструктуры – например, в сферах автомобильных дорог (ГК Автодор), атомной энергетики (ГК Росатом) или электроэнергетики (ПАО Россети). Похожую на экологического оператора роль имеет Автодор, управляющий крупными ГЧП проектами в транспортной отрасли, привлекающий внебюджетные инвестиции и обеспечивающий территориальное развитие регионов страны. Под отдельные проекты Автодор привлекает внебюджетное финансирование через облигации, обеспеченные доходами по проекту или платежами от публичного партнера, - например, концессии на строительство платного участка трассы М-1 «Беларусь» или строительство 7 и 8 участка скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
В международной практике тоже имеются примеры единых «центров управления» в сфере обращения с отходами. Например, в Швейцарии правительством совместно с операторами создана национальная организация по обращению с ядерными отходами NAGRA; в Бельгии имеется федеральная организация POST Plus, финансирующая затраты на раздельный сбор и сортировку; в Болгарии в 2004 году основано государственное предприятие по обращению с радиоактивными отходами (SE RAW).
Курс на комплексное развитие отрасли
Основными функциями экологического оператора станут координация деятельности участников отрасли, привлечение инвестиций, стимулирование вторичной переработки ТКО и информатизация отрасли, при этом перечень функций остался открытым.
В данной наглядно обозначены основные функции и направления деятельности экологического оператора
Объединение в экологическом операторе функций координатора, инвестора, оператора и популяризатора ответственного обращения с отходами сделало из него полноценный институт развития отрасли. И это распространенный международный опыт.
Например, среди зеленых институтов развития можно выделить Green For Growth Fund, поддерживающий проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Помимо финансирования проектов, фонд занимается их технической поддержкой и структурированием. Евразийский банк развития объединяет в себе функции технической и финансовой поддержки – банк оказывает консультационные услуги на стадии подготовки проектов, является центром аналитики и исследований в сфере развития инфраструктуры.
С другой стороны, экологический оператор не ограничен в реализации инфраструктурных проектов как один из их бенефициаров, что потенциально может привести к монополизации рынка. Более того, ему доступен весь арсенал проектных инструментов - участие в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП (МЧП), управление долями в проектных компаниях и эмиссия облигаций.
Откуда деньги
В экологического оператора планируется внести несколько имущественных взносов – по словам главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина около 100 млрд рублей. 75 млрд рублей будут направлены в этом году в рамках национального проекта «Экология», еще 15 планируется направить из средств от экологического сбора, который поступит с 2019 по 2024 годы в федеральный бюджет .
Экологический оператор вправе выступать эмитентом ценных бумаг и привлекать дополнительное финансирование в форме публичного долга, в том числе под конкретный проект. Для оператора это означает удешевление финансирования, а для финансового рынка – появление нового эмитента, выпускающего ценные бумаги с сильным кредитным качеством. Высокий рейтинг выпускаемых бумаг позволит вкладывать длинные деньги институциональных инвесторов – в первую очередь негосударственных пенсионных фондов.
Рост или сдерживание
Главная проблема с тарифами сегодня – сдерживание их роста в условиях приоритета переработки отходов перед их захоронением. По словам главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, в год планируют строить около 40 мусоросортировочных заводов (всего до 2024 года – около 200), инвестиции в которые будут возвращаться за счет тарифа. В этих условиях без налоговых льгот и субсидирования тарифов сдержать тарифы просто невозможно.
Капиталом экологического оператора и возможностью наращивания публичного долга создаются условия для субсидирования регионов, а те в свою очередь будут субсидировать тариф для отдельных категорий населения и финансово поддерживать своих региональных операторов. С другой стороны, участие в инвестиционных проектах и компетенция экологического оператора может стать одним из факторов снижения тарифа за счет, например, использования менее дорогих, но качественных технологий.
Например, среди зеленых институтов развития можно выделить Green For Growth Fund, поддерживающий проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Помимо финансирования проектов, фонд занимается их технической поддержкой и структурированием. Евразийский банк развития объединяет в себе функции технической и финансовой поддержки – банк оказывает консультационные услуги на стадии подготовки проектов, является центром аналитики и исследований в сфере развития инфраструктуры.
С другой стороны, экологический оператор не ограничен в реализации инфраструктурных проектов как один из их бенефициаров, что потенциально может привести к монополизации рынка. Более того, ему доступен весь арсенал проектных инструментов - участие в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП (МЧП), управление долями в проектных компаниях и эмиссия облигаций.
Откуда деньги
В экологического оператора планируется внести несколько имущественных взносов – по словам главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина около 100 млрд рублей. 75 млрд рублей будут направлены в этом году в рамках национального проекта «Экология», еще 15 планируется направить из средств от экологического сбора, который поступит с 2019 по 2024 годы в федеральный бюджет .
Экологический оператор вправе выступать эмитентом ценных бумаг и привлекать дополнительное финансирование в форме публичного долга, в том числе под конкретный проект. Для оператора это означает удешевление финансирования, а для финансового рынка – появление нового эмитента, выпускающего ценные бумаги с сильным кредитным качеством. Высокий рейтинг выпускаемых бумаг позволит вкладывать длинные деньги институциональных инвесторов – в первую очередь негосударственных пенсионных фондов.
Рост или сдерживание
Главная проблема с тарифами сегодня – сдерживание их роста в условиях приоритета переработки отходов перед их захоронением. По словам главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, в год планируют строить около 40 мусоросортировочных заводов (всего до 2024 года – около 200), инвестиции в которые будут возвращаться за счет тарифа. В этих условиях без налоговых льгот и субсидирования тарифов сдержать тарифы просто невозможно.
Капиталом экологического оператора и возможностью наращивания публичного долга создаются условия для субсидирования регионов, а те в свою очередь будут субсидировать тариф для отдельных категорий населения и финансово поддерживать своих региональных операторов. С другой стороны, участие в инвестиционных проектах и компетенция экологического оператора может стать одним из факторов снижения тарифа за счет, например, использования менее дорогих, но качественных технологий.