Наши публикации RU

Экологический оператор - институт развития или коммерческий игрок?

Экологический оператор - институт развития или коммерческий игрок?

Оригинальная статья опубликована на сайте Gor-Hoz.ru, 02 февраля 2019 г.

Реформирование отрасли – процесс трудоемкий и сопряженный с большим количеством организационных рисков. Создание экологического оператора можно рассматривать как меру, призванную обеспечить переход к новой системе с наименьшими организационными потерями. Экологический оператор - недвусмысленный посыл Москвы субъектам и региональным операторам о том, что государство участвует в реформе не только словом, но и делом – это задача федерального масштаба.

Функционал экологического оператора комплексный – он будет участвовать в разработке государственной политики, привлекать внебюджетные инвестиции, выступая как партнер или гарант в ГЧП проектах, стимулировать вторичную переработку и заниматься информатизацией отрасли обращения с ТКО.

В России уже есть примеры такого подхода к развитию инфраструктуры – например, в сферах автомобильных дорог (ГК Автодор), атомной энергетики (ГК Росатом) или электроэнергетики (ПАО Россети). Похожую на экологического оператора роль имеет Автодор, управляющий крупными ГЧП проектами в транспортной отрасли, привлекающий внебюджетные инвестиции и обеспечивающий территориальное развитие регионов страны. Под отдельные проекты Автодор привлекает внебюджетное финансирование через облигации, обеспеченные доходами по проекту или платежами от публичного партнера, - например, концессии на строительство платного участка трассы М-1 «Беларусь» или строительство 7 и 8 участка скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

В международной практике тоже имеются примеры единых «центров управления» в сфере обращения с отходами. Например, в Швейцарии правительством совместно с операторами создана национальная организация по обращению с ядерными отходами NAGRA; в Бельгии имеется федеральная организация POST Plus, финансирующая затраты на раздельный сбор и сортировку; в Болгарии в 2004 году основано государственное предприятие по обращению с радиоактивными отходами (SE RAW).

Курс на комплексное развитие отрасли

Основными функциями экологического оператора станут координация деятельности участников отрасли, привлечение инвестиций, стимулирование вторичной переработки ТКО и информатизация отрасли, при этом перечень функций остался открытым.

В данной наглядно обозначены основные функции и направления деятельности экологического оператора
Объединение в экологическом операторе функций координатора, инвестора, оператора и популяризатора ответственного обращения с отходами сделало из него полноценный институт развития отрасли. И это распространенный международный опыт.

Например, среди зеленых институтов развития можно выделить Green For Growth Fund, поддерживающий проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Помимо финансирования проектов, фонд занимается их технической поддержкой и структурированием. Евразийский банк развития объединяет в себе функции технической и финансовой поддержки – банк оказывает консультационные услуги на стадии подготовки проектов, является центром аналитики и исследований в сфере развития инфраструктуры.

С другой стороны, экологический оператор не ограничен в реализации инфраструктурных проектов как один из их бенефициаров, что потенциально может привести к монополизации рынка. Более того, ему доступен весь арсенал проектных инструментов - участие в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП (МЧП), управление долями в проектных компаниях и эмиссия облигаций.

Откуда деньги

В экологического оператора планируется внести несколько имущественных взносов – по словам главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина около 100 млрд рублей. 75 млрд рублей будут направлены в этом году в рамках национального проекта «Экология», еще 15 планируется направить из средств от экологического сбора, который поступит с 2019 по 2024 годы в федеральный бюджет .

Экологический оператор вправе выступать эмитентом ценных бумаг и привлекать дополнительное финансирование в форме публичного долга, в том числе под конкретный проект. Для оператора это означает удешевление финансирования, а для финансового рынка – появление нового эмитента, выпускающего ценные бумаги с сильным кредитным качеством. Высокий рейтинг выпускаемых бумаг позволит вкладывать длинные деньги институциональных инвесторов – в первую очередь негосударственных пенсионных фондов.

Рост или сдерживание

Главная проблема с тарифами сегодня – сдерживание их роста в условиях приоритета переработки отходов перед их захоронением. По словам главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, в год планируют строить около 40 мусоросортировочных заводов (всего до 2024 года – около 200), инвестиции в которые будут возвращаться за счет тарифа. В этих условиях без налоговых льгот и субсидирования тарифов сдержать тарифы просто невозможно.

Капиталом экологического оператора и возможностью наращивания публичного долга создаются условия для субсидирования регионов, а те в свою очередь будут субсидировать тариф для отдельных категорий населения и финансово поддерживать своих региональных операторов. С другой стороны, участие в инвестиционных проектах и компетенция экологического оператора может стать одним из факторов снижения тарифа за счет, например, использования менее дорогих, но качественных технологий.
Статьи