Оригинальная статья опубликована в Журнале "Твердые бытовые отходы", ноябрь 2023 г.
«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь»
- Джордж Сантаяна, американский философ и писатель испанского происхождения
Введение
Последние десятилетия человечество борется с проблемой отходов, ставшей поистине глобальной и способной привести к загрязнению почвы, воздуха и воды, распространению эпидемий, и может сделать нашу планету непригодной для обитания. В России и по всему миру вспыхивают мусорные кризисы, в то время как объемы образуемых отходов не перестают расти.
К настоящему времени были сделаны большие усилия для решения проблемы отходов. Вместо экологически опасных свалок создаются комплексы, на которых отбираются полезные фракции для их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот, отобранная органика компостируется, а на полигоны идут только безопасные хвосты. В других странах с более развитыми системами обращения с отходами введен раздельный сбор, который вместе с другими подходами позволяет свести захоронение отходов к нулю.
Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, проблема отходов до сих пор остается колоссальной угрозой для людей и нашей планеты. В этой связи целесообразно обратить внимание на историю развития систем обращения с отходами. Человек прошел долгий путь от выгребных ям до современных мусоросортировочных комплексов, изменил свое отношение к отходам, осознал значимость их утилизации и переработки. Анализ этого пути позволит увидеть ошибки прошлых поколений, оценить их с точки зрения накопленного опыта, отрефлексировать и учесть в будущем – при построении системы обращения с отходами в России.
Первобытное общество и античный период: первые подходы к обращению с отходами
Проблема отходов стала знакома человечеству с момента его перехода от кочевого образа жизни к оседлому примерно в 10 000 г. до н.э. Перейдя от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, люди стали основывать постоянные поселения, в которых постепенно скапливались отходы [1]. Одной из первых мер по обращению с отходами стали выгребные ямы, куда древние люди складывали отходы, образовавшиеся в их поселениях. Первые такие ямы были найдены в городах шумеров 6 000 лет назад [2].
Первые решения по сбору отходов мы видим уже в древности. Так, в древнем индийском городе Мохенджо-Даро были дома с мусоропроводами, а также, вполне возможно, были организованы системы сбора городских отходов [3]. Туалеты и канализационные системы были известны другим городам древней Индии: Хараппе и Пенджабу. В Китае в 200 г. до н.э. существовала «санитарная полиция» (sanitary police), которая следила за исполнением законов в сфере обращения с отходами. На Ближнем Востоке сохранились санитарные законы, написанные Моисеем в 1600 г. до н.э., а в самом Иерусалиме уже в древности были канализация и примитивный водопровод.
Древние цивилизации в Южной Америке, Индии, Китае и Японии практиковали ранние способы обращения с отходами, в первую очередь, в виде компостирования органических отходов и использования компоста в качестве удобрений в сельском хозяйстве [4]. В Афинах в 500 г. до н.э. был принят закон, который обязывал размещать отходы более чем в миле от города.
В Древнем Риме была разработана развитая система обращения с городскими отходами, центром которой являлась cloaca maxima (лат. – большая клоака): система водоотведения, состоящая из наземных каналов и канав, а также подземных канализационных систем, через которую городские жидкие и твердые отходы собирались и сливались в реку Тибр. Городские отходы также периодически собирались и вывозились за пределы города для размещения в ямах. Очистка и содержание канализационных труб поручались осужденным преступникам и послужили основой для введения специального налога «клоакариум» (Cloacarium Tax), который взымался за обслуживание канализационных систем [5].
Проблема отходов нашла свое отражение в крылатых выражениях, дошедших и до наших дней. Так, римский император Тит Флавий Веспасиан (I век) обложил налогами общественные туалеты, за что его упрекнул собственный сын. Тогда он поднес монету к носу сына и спросил, пахнет ли она туалетами. Получив отрицательный ответ, император произнес ныне известную фразу «деньги не пахнут» (лат. pecunia non olet).
С древних времен люди искали и находили решения для обращения с отходами. Уже тогда они понимали не только важность наличия систем управления отходами, но и то, что из отходов можно извлекать пользу, использовать их в качестве удобрения в сельском хозяйстве.
Темные века в управлении отходами
В Средние века в Европе многие из практик обращения с отходами, применявшихся в период античности, были заброшены. В сельской местности отходы по-прежнему компостировались и применялись в качестве удобрений, однако санитарно-гигиеническое состояние городов было на низком уровне [6]. Жители городов выбрасывали отходы и туши животных прямо на улицы или в реки, домашний скот жил вместе с людьми: города утопали в грязи, отходах и исходящем от них зловонном запахе. Отсутствовали профессиональные службы по сбору отходов – их функции фактически выполняли свиньи и собаки, поедающие отходы.
Роль подземных канализационных систем сократилась, а их функции стали выполнять городские ручьи. Некоторые города Европы сохранили комбинированную канализационную систему, оставшуюся с древнеримских времен. Стало распространяться использование выгребных ям, которые опорожнялись специальными людьми. В городах начали образовываться свалки – в Париже горы отходов стали частью городского ландшафта, их было удобно использовать для сооружения ветряных мельниц на высоте [7].
Плачевное состояние городов заставило некоторых европейских монархов начать искать решения проблемы отходов. Так, король Франции Филипп II Август (1179 – 1223) приказал вымостить улицы, создать каналы и канавы, а также обязал жителей убирать грязь и отходы с улиц. Его потомок Карл V (1364 – 1380) распорядился построить крытые канавы, куда жители должны были складывать свои отходы. Однако, эти меры не имели большого успеха: даже под угрозой штрафов городские жители продолжали выбрасывать отходы на улицы и в реки [8].
Отсутствие эффективных мер по обращению с отходами и царящая в городах антисанитария способствовали распространению чумы, поразившей Европу в XIV веке. Несмотря на усилия некоторых врачей и городских управленцев, люди игнорировали требования гигиены и продолжали безответственно относиться к образуемым отходам, не видя связи между ними и свирепствующей чумой. Горы отходов создавали благоприятные условия для распространения чумы, из-за которой в одной только Европе погибло около 30 миллионов человек.
Рисунок 1. «Триумф Смерти». Питер Брейгель Старший, 1561 – 1563 гг.
«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь»
- Джордж Сантаяна, американский философ и писатель испанского происхождения
Введение
Последние десятилетия человечество борется с проблемой отходов, ставшей поистине глобальной и способной привести к загрязнению почвы, воздуха и воды, распространению эпидемий, и может сделать нашу планету непригодной для обитания. В России и по всему миру вспыхивают мусорные кризисы, в то время как объемы образуемых отходов не перестают расти.
К настоящему времени были сделаны большие усилия для решения проблемы отходов. Вместо экологически опасных свалок создаются комплексы, на которых отбираются полезные фракции для их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот, отобранная органика компостируется, а на полигоны идут только безопасные хвосты. В других странах с более развитыми системами обращения с отходами введен раздельный сбор, который вместе с другими подходами позволяет свести захоронение отходов к нулю.
Тем не менее, несмотря на предпринятые меры, проблема отходов до сих пор остается колоссальной угрозой для людей и нашей планеты. В этой связи целесообразно обратить внимание на историю развития систем обращения с отходами. Человек прошел долгий путь от выгребных ям до современных мусоросортировочных комплексов, изменил свое отношение к отходам, осознал значимость их утилизации и переработки. Анализ этого пути позволит увидеть ошибки прошлых поколений, оценить их с точки зрения накопленного опыта, отрефлексировать и учесть в будущем – при построении системы обращения с отходами в России.
Первобытное общество и античный период: первые подходы к обращению с отходами
Проблема отходов стала знакома человечеству с момента его перехода от кочевого образа жизни к оседлому примерно в 10 000 г. до н.э. Перейдя от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, люди стали основывать постоянные поселения, в которых постепенно скапливались отходы [1]. Одной из первых мер по обращению с отходами стали выгребные ямы, куда древние люди складывали отходы, образовавшиеся в их поселениях. Первые такие ямы были найдены в городах шумеров 6 000 лет назад [2].
Первые решения по сбору отходов мы видим уже в древности. Так, в древнем индийском городе Мохенджо-Даро были дома с мусоропроводами, а также, вполне возможно, были организованы системы сбора городских отходов [3]. Туалеты и канализационные системы были известны другим городам древней Индии: Хараппе и Пенджабу. В Китае в 200 г. до н.э. существовала «санитарная полиция» (sanitary police), которая следила за исполнением законов в сфере обращения с отходами. На Ближнем Востоке сохранились санитарные законы, написанные Моисеем в 1600 г. до н.э., а в самом Иерусалиме уже в древности были канализация и примитивный водопровод.
Древние цивилизации в Южной Америке, Индии, Китае и Японии практиковали ранние способы обращения с отходами, в первую очередь, в виде компостирования органических отходов и использования компоста в качестве удобрений в сельском хозяйстве [4]. В Афинах в 500 г. до н.э. был принят закон, который обязывал размещать отходы более чем в миле от города.
В Древнем Риме была разработана развитая система обращения с городскими отходами, центром которой являлась cloaca maxima (лат. – большая клоака): система водоотведения, состоящая из наземных каналов и канав, а также подземных канализационных систем, через которую городские жидкие и твердые отходы собирались и сливались в реку Тибр. Городские отходы также периодически собирались и вывозились за пределы города для размещения в ямах. Очистка и содержание канализационных труб поручались осужденным преступникам и послужили основой для введения специального налога «клоакариум» (Cloacarium Tax), который взымался за обслуживание канализационных систем [5].
Проблема отходов нашла свое отражение в крылатых выражениях, дошедших и до наших дней. Так, римский император Тит Флавий Веспасиан (I век) обложил налогами общественные туалеты, за что его упрекнул собственный сын. Тогда он поднес монету к носу сына и спросил, пахнет ли она туалетами. Получив отрицательный ответ, император произнес ныне известную фразу «деньги не пахнут» (лат. pecunia non olet).
С древних времен люди искали и находили решения для обращения с отходами. Уже тогда они понимали не только важность наличия систем управления отходами, но и то, что из отходов можно извлекать пользу, использовать их в качестве удобрения в сельском хозяйстве.
Темные века в управлении отходами
В Средние века в Европе многие из практик обращения с отходами, применявшихся в период античности, были заброшены. В сельской местности отходы по-прежнему компостировались и применялись в качестве удобрений, однако санитарно-гигиеническое состояние городов было на низком уровне [6]. Жители городов выбрасывали отходы и туши животных прямо на улицы или в реки, домашний скот жил вместе с людьми: города утопали в грязи, отходах и исходящем от них зловонном запахе. Отсутствовали профессиональные службы по сбору отходов – их функции фактически выполняли свиньи и собаки, поедающие отходы.
Роль подземных канализационных систем сократилась, а их функции стали выполнять городские ручьи. Некоторые города Европы сохранили комбинированную канализационную систему, оставшуюся с древнеримских времен. Стало распространяться использование выгребных ям, которые опорожнялись специальными людьми. В городах начали образовываться свалки – в Париже горы отходов стали частью городского ландшафта, их было удобно использовать для сооружения ветряных мельниц на высоте [7].
Плачевное состояние городов заставило некоторых европейских монархов начать искать решения проблемы отходов. Так, король Франции Филипп II Август (1179 – 1223) приказал вымостить улицы, создать каналы и канавы, а также обязал жителей убирать грязь и отходы с улиц. Его потомок Карл V (1364 – 1380) распорядился построить крытые канавы, куда жители должны были складывать свои отходы. Однако, эти меры не имели большого успеха: даже под угрозой штрафов городские жители продолжали выбрасывать отходы на улицы и в реки [8].
Отсутствие эффективных мер по обращению с отходами и царящая в городах антисанитария способствовали распространению чумы, поразившей Европу в XIV веке. Несмотря на усилия некоторых врачей и городских управленцев, люди игнорировали требования гигиены и продолжали безответственно относиться к образуемым отходам, не видя связи между ними и свирепствующей чумой. Горы отходов создавали благоприятные условия для распространения чумы, из-за которой в одной только Европе погибло около 30 миллионов человек.
Рисунок 1. «Триумф Смерти». Питер Брейгель Старший, 1561 – 1563 гг.
Но даже в этот «темный» период истории Европы были сделаны важные шаги в развитии обращения с отходами, в основном с органическими (пищевыми) отходами. Известно, что практика компостировать органические отходы в Средние века продолжила свое развитие в сельской местности: во Флоренции утром фермерские фургоны доставляли еду, а вечером забирали из города отходы для их последующего компостирования и применения в сельском хозяйстве [9]. Орденом Тамплиеров был проведен дошедший до нас целый ряд крупных исследований в сфере компостирования: были описаны различные системы компостирования, методы восстановления плодородия почвы, какие исходные материалы нужны для различных типов компоста. Стоит отметить точность описания в документах, если учесть, что тамплиерам не были знакомы ни микробиология, ни химия почв [10].
Ренессанс в сфере отходов: первые городские службы по сбору отходов
В эпоху Ренессанса вместе с другими благами Античного мира начинает возрождаться и управление отходами. Процесс сбора отходов претерпел значительные изменения: обязательное для жителей подметание заменялось полноценной организацией общественной службы и сбором налогов [11]. Свалки обыскивались тряпичниками (rag-and-bone men), которые затем продавали найденную ветошь.
Предназначенные для сельского хозяйства отходы часто вывозились для компостирования и последующей продажи фермерам удобрений. Жителей обязывают складывать отходы в мусорные корзины, которые затем опрокидываются сборщиками в телеги [12]. Запрещается держать сельских животных в городах, что снижает количество образуемых отходов.
Во Франции происходят первые попытки передачи функций в сфере обращения с отходами частным лицам: вводится новый налог на финансирование расходов по вывозу и транспортировке отходов, который взимается в пользу частных предпринимателей. Однако отрасль развивается медленно – люди противятся нововведениям и новым налогам, их отношение к отходам не меняется [13].
Промышленная революция: сдвиг парадигмы в сфере обращения с отходами
Промышленная революция и ее последствия стали катализатором для смены подхода в обращении с отходами. С ростом промышленности и городов условия проживания становились все хуже и хуже. Особенно это касалось нищих слоев населения: бедных рабочих, живших в подвалах, через стены которых находились выгребные ямы. Отходы складывались в небольшие дворики между домов, в которых играли дети. Особое беспокойство вызывала высокая смертность и заболеваемость среди городского населения.
Важным переломным моментом стало «Великое санитарное пробуждение» («The Great Sanitary Awakening»), инициированное английским юристом Эдвином Чедвиком (годы жизни: 1800 – 1890). Чедвик утверждал, что существует прямая связь между болезнью и грязью [14] – его выводы обратили внимание научного сообщества на проблему отходов в городах. Несмотря на это, теория Чедвика получила распространение только после того, как медицинский инспектор Джон Сноу заподозрил в 1854 году, что источником эпидемии холеры, которая бушевала в то время в лондонском районе Сохо, являлась зараженная вода, подаваемая из водоразборной колонки на Брод-стрит. Сняв ручку колонки, тем самым отключив к ней доступ, и запретив жителям пить воду оттуда, Сноу удалось остановить эпидемию холеры [15].
Исследования врачей XVIII века привели к появлению новых требований, направленных на улучшение условий жизни в городах. Врачи рекомендовали строить города так, чтобы обеспечивать лучшую циркуляцию воздуха, мостить улицы, осуществлять уборку и подметание отходов [16]. Подобные проекты реализовывались в городах на протяжении всего XIX века. Гигиенисты советовали вымостить улицы для облегчения их чистки и мытья, а также чтобы изолировать почву от проникновения в нее отходов. В середине XIX века французский ученый Луи Пастер доказал биологическую природу брожения и гниения, открыв, что за этими процессами стоят микроорганизмы [17]. Это стало началом развития микробиологии, что коренным образом изменило общественное отношение к гигиене: если раньше господствовала теория миазмов, согласно которой причиной многих болезней являлись находящиеся в воздухе миазмы, а потому, в первую очередь, боролись со зловонными запахами, то теперь люди поняли, что проблема кроется не в запахе от отходов, а в них самих [18].
Такая смена подхода привела к появлению новой системы коммунальной инфраструктуры: была осуществлена перестройка канализационных систем, мощения улиц, сбора твердых отходов и сточных вод, а также к реорганизации служб сбора городских отходов [19]. По мере развития канализационных систем города все более и более отходили от применения выгребных ям. Процесс перехода был неравномерным: если в Лондоне уже в 18 веке было организовано домашнее водоснабжение и соответствующее водоотведение в виде сброса воды в канализацию, а затем в Темзу, то в Париже вода сначала использовалась только для уборки улиц, а в дома стала поступать намного позже [20]. Новые практики привели к инновациям в обращении с отходами: были разработаны новые виды удобрений, которые стали востребованы в сельском хозяйстве у европейских фермеров, ощущавших дефицит минеральных удобрений (навоза и др.).
В XIX веке появляются первые проекты по рекультивации земель, загрязненных отходами. Одним из таких проектов являлся знаменитый парижский парк «Бют-Шомон», который был создан на месте свалки. Изменение общественного сознания в отношении гигиены дополнилось желанием навести эстетический порядок в городах: например, реконфигурация Парижа в 1850-х годах в бульвары и оси, осуществленная французским инженером Джорджем Османом, также была направлена на то, чтобы организовать правильную конфигурацию канализационной системы города [21].
Рисунок 2. Парк «Бют-Шомон»
Ренессанс в сфере отходов: первые городские службы по сбору отходов
В эпоху Ренессанса вместе с другими благами Античного мира начинает возрождаться и управление отходами. Процесс сбора отходов претерпел значительные изменения: обязательное для жителей подметание заменялось полноценной организацией общественной службы и сбором налогов [11]. Свалки обыскивались тряпичниками (rag-and-bone men), которые затем продавали найденную ветошь.
Предназначенные для сельского хозяйства отходы часто вывозились для компостирования и последующей продажи фермерам удобрений. Жителей обязывают складывать отходы в мусорные корзины, которые затем опрокидываются сборщиками в телеги [12]. Запрещается держать сельских животных в городах, что снижает количество образуемых отходов.
Во Франции происходят первые попытки передачи функций в сфере обращения с отходами частным лицам: вводится новый налог на финансирование расходов по вывозу и транспортировке отходов, который взимается в пользу частных предпринимателей. Однако отрасль развивается медленно – люди противятся нововведениям и новым налогам, их отношение к отходам не меняется [13].
Промышленная революция: сдвиг парадигмы в сфере обращения с отходами
Промышленная революция и ее последствия стали катализатором для смены подхода в обращении с отходами. С ростом промышленности и городов условия проживания становились все хуже и хуже. Особенно это касалось нищих слоев населения: бедных рабочих, живших в подвалах, через стены которых находились выгребные ямы. Отходы складывались в небольшие дворики между домов, в которых играли дети. Особое беспокойство вызывала высокая смертность и заболеваемость среди городского населения.
Важным переломным моментом стало «Великое санитарное пробуждение» («The Great Sanitary Awakening»), инициированное английским юристом Эдвином Чедвиком (годы жизни: 1800 – 1890). Чедвик утверждал, что существует прямая связь между болезнью и грязью [14] – его выводы обратили внимание научного сообщества на проблему отходов в городах. Несмотря на это, теория Чедвика получила распространение только после того, как медицинский инспектор Джон Сноу заподозрил в 1854 году, что источником эпидемии холеры, которая бушевала в то время в лондонском районе Сохо, являлась зараженная вода, подаваемая из водоразборной колонки на Брод-стрит. Сняв ручку колонки, тем самым отключив к ней доступ, и запретив жителям пить воду оттуда, Сноу удалось остановить эпидемию холеры [15].
Исследования врачей XVIII века привели к появлению новых требований, направленных на улучшение условий жизни в городах. Врачи рекомендовали строить города так, чтобы обеспечивать лучшую циркуляцию воздуха, мостить улицы, осуществлять уборку и подметание отходов [16]. Подобные проекты реализовывались в городах на протяжении всего XIX века. Гигиенисты советовали вымостить улицы для облегчения их чистки и мытья, а также чтобы изолировать почву от проникновения в нее отходов. В середине XIX века французский ученый Луи Пастер доказал биологическую природу брожения и гниения, открыв, что за этими процессами стоят микроорганизмы [17]. Это стало началом развития микробиологии, что коренным образом изменило общественное отношение к гигиене: если раньше господствовала теория миазмов, согласно которой причиной многих болезней являлись находящиеся в воздухе миазмы, а потому, в первую очередь, боролись со зловонными запахами, то теперь люди поняли, что проблема кроется не в запахе от отходов, а в них самих [18].
Такая смена подхода привела к появлению новой системы коммунальной инфраструктуры: была осуществлена перестройка канализационных систем, мощения улиц, сбора твердых отходов и сточных вод, а также к реорганизации служб сбора городских отходов [19]. По мере развития канализационных систем города все более и более отходили от применения выгребных ям. Процесс перехода был неравномерным: если в Лондоне уже в 18 веке было организовано домашнее водоснабжение и соответствующее водоотведение в виде сброса воды в канализацию, а затем в Темзу, то в Париже вода сначала использовалась только для уборки улиц, а в дома стала поступать намного позже [20]. Новые практики привели к инновациям в обращении с отходами: были разработаны новые виды удобрений, которые стали востребованы в сельском хозяйстве у европейских фермеров, ощущавших дефицит минеральных удобрений (навоза и др.).
В XIX веке появляются первые проекты по рекультивации земель, загрязненных отходами. Одним из таких проектов являлся знаменитый парижский парк «Бют-Шомон», который был создан на месте свалки. Изменение общественного сознания в отношении гигиены дополнилось желанием навести эстетический порядок в городах: например, реконфигурация Парижа в 1850-х годах в бульвары и оси, осуществленная французским инженером Джорджем Османом, также была направлена на то, чтобы организовать правильную конфигурацию канализационной системы города [21].
Рисунок 2. Парк «Бют-Шомон»
Особенностью данного периода стало изменение состава отходов. Если в древние и средние века большая часть отходов состояла из органического материала, то теперь к ним были добавлены отходы промышленной и ремесленной деятельности [22]. Люди быстро поняли ценность таких отходов, возможность их повторного применения и возвращения в хозяйственный оборот. Поэтому в период промышленной революции получает распространение профессия тряпичника – человека, искавшего на профессиональной основе в отходах и мусоре ветошь, ценные вещи, бумагу и другое вторичное сырье с целью их последующей продажи. Так, тряпичники стали первыми «переработчиками» в современной истории [23].
Спрос на продукцию тряпичников высокий: из-за отсутствия первичного сырья или его дороговизны промышленные предприятия готовы покупать вторичное сырье от тряпичников. Ветошь широко используется для производства бумаги; кости и другие побочные продукты мясной индустрии используются для производства клея, желатина и многих других товаров. В переработку идут и другие товары, такие как смола (деготь) и жестяные банки. Профессия тряпичников становится настолько популярной, что в конце XIX века в одном только Париже их количество составляет 30 000 человек [24].
Рисунок 3. Тряпичник в Париже, 1899 г.
Спрос на продукцию тряпичников высокий: из-за отсутствия первичного сырья или его дороговизны промышленные предприятия готовы покупать вторичное сырье от тряпичников. Ветошь широко используется для производства бумаги; кости и другие побочные продукты мясной индустрии используются для производства клея, желатина и многих других товаров. В переработку идут и другие товары, такие как смола (деготь) и жестяные банки. Профессия тряпичников становится настолько популярной, что в конце XIX века в одном только Париже их количество составляет 30 000 человек [24].
Рисунок 3. Тряпичник в Париже, 1899 г.
Несмотря на ценность тряпичников для общества, люди с презрением относятся к ним из-за того, что последние копаются в отходах и хранят их дома; гигиенисты советуют изгнать тряпичников из городов, многим приходится жить в гетто. Негативное отношение к отходам проецируется на тряпичников [25].
Новые методы переработки отходов
С 1870-х годов промышленное развитие и появление новых способов добычи первичного сырья привели к тому, что вторичные материальные ресурсы оказались не востребованы [26]. Стали доступны более качественные альтернативы продуктам переработки отходов. Ввиду этих изменений пропал спрос на переработку отходов при росте ее стоимости. Из-за более высокого качества и страха перед «болезнетворностью» отходов фермеры стали отдавать предпочтение минеральным удобрениям, а не удобрениям из отходов. В Нью-Йорке отходы вывозились на баржах в бухту, где их выбрасывали в воду, что приводило к загрязнению океана. Лишь в 1934 году было запрещено выбрасывать отходы в море. В Чикаго отходы сбрасывались прямо в озеро Мичиган [27].
Изменились технологии сбора и транспортировки отходов. В городах стали применять мусорные баки и контейнеры, что также сделало работу тряпичников более тяжелой и снизило объем извлекаемых вторичных материальных ресурсов. Появляются механические подметальные машины, и все большую популярность приобретает распыление воды из шланга.
Рисунок 4. Сборщики мусора в Нью-Йорке, начало 20 века
Новые методы переработки отходов
С 1870-х годов промышленное развитие и появление новых способов добычи первичного сырья привели к тому, что вторичные материальные ресурсы оказались не востребованы [26]. Стали доступны более качественные альтернативы продуктам переработки отходов. Ввиду этих изменений пропал спрос на переработку отходов при росте ее стоимости. Из-за более высокого качества и страха перед «болезнетворностью» отходов фермеры стали отдавать предпочтение минеральным удобрениям, а не удобрениям из отходов. В Нью-Йорке отходы вывозились на баржах в бухту, где их выбрасывали в воду, что приводило к загрязнению океана. Лишь в 1934 году было запрещено выбрасывать отходы в море. В Чикаго отходы сбрасывались прямо в озеро Мичиган [27].
Изменились технологии сбора и транспортировки отходов. В городах стали применять мусорные баки и контейнеры, что также сделало работу тряпичников более тяжелой и снизило объем извлекаемых вторичных материальных ресурсов. Появляются механические подметальные машины, и все большую популярность приобретает распыление воды из шланга.
Рисунок 4. Сборщики мусора в Нью-Йорке, начало 20 века
Тем не менее, не все города отказались от переработки отходов, были разработаны новые стратегии управления отходами, которые учитывали новую промышленную и сельскохозяйственную реальность. Так, в Марселе и Париже были реализованы стратегии, которые основывались на использовании железнодорожных путей для транспортирования дешевых удобрений из компостированных органических отходов в регионы, где на такие удобрения был спрос [28]. Качество удобрений из компостированных отходов было улучшено, чтобы они могли конкурировать с минеральными.
Были созданы первые сортировочные заводы, которые позволяли более эффективно извлекать вторичные материальные ресурсы из отходов. Стали также применяться магниты для извлечения черных металлов и ленточные конвейеры. В 1897 году начал свою работу первый в Нью-Йорке мусоросортировочный комплекс, а в 1904 году в Чикаго открылся объект переработки алюминиевых банок [29].
Рисунок 5. Мусородробильный завод рядом с Парижем, начало 20 века
Были созданы первые сортировочные заводы, которые позволяли более эффективно извлекать вторичные материальные ресурсы из отходов. Стали также применяться магниты для извлечения черных металлов и ленточные конвейеры. В 1897 году начал свою работу первый в Нью-Йорке мусоросортировочный комплекс, а в 1904 году в Чикаго открылся объект переработки алюминиевых банок [29].
Рисунок 5. Мусородробильный завод рядом с Парижем, начало 20 века
Рисунок 6. Работа на мусоросортировочном комплексе, США, 30-е года 20 века
[1] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[2] Uhlig, H. Die Sumerer. C. Bertelsman Verlag GmbH, Muenchen, Germany. 1976.; Martin, D.L., Gershuny, G. The Rodale Book of Composting. Rodale Press, Emmaus, Pennsylvania, USA. 1992.
[3] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[4] Howard, A. An Agricultural Testament. Oxford University Press, London, UK. 1943.; Food and Agriculture Organization. China: recycling of organic wastes in agriculture. FAO Soils Bulletin 40, Rome, Italy. 1978.
[5] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[6] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[7] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[8] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[9] Altomonte, A. II Magnifico, vita di Lorenzo De Medici. Pbl. Rusconi, Milano, Italy. 1982.
[10] Diaz, L.F. et al. Compost Science and Technology. Waste Management Series, Volume 8, 1st Edition. 2007.
[11] De Silguy, C. Histoire des hommes et de leurs ordures : du Moyen-âge à nos jours, Le Cherche Midi, Paris. 1996.
[12] Forot, B.-R. Propreté et gestion des déchets à Paris hier et aujourd’hui, Bénévent, Nice. 2007.
[13] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[14] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[15] Там же.
[16] Corbin, A. Le miasme et la jonquille : l’odorat et l’imaginaire social, XVIIIe-XIXe siècles, Flammarion, Paris. 2008.
[17] Луи Пастер (1822 – 1895) – выдающийся французский химик и микробиолог, основоположник микробиологии, показавший микробиологическую сущность брожения. Заложил научные основы вакцинации против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Фамилия ученого обрела мировую известность благодаря открытому им процессу пастеризации.
[18] Harpet, C. Du déchet, philosophie des immondices : corps, ville, industrie, L’Harmattan, Paris. 1999.
[19] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[20] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[21] Engler, Mira. Waste Landscapes. Permissible Metaphors in Landscape Architecture. Landscape Journal. Volume 14, Number 1. 2015.
[22] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[23] L’histoire des Déchets et de leur Gestion. Exposition pédagogique « La vie des déchets ». Solidarité laïque avec le soutien du Fond MAIF pour l’éducation. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://www.solidarite-laique.org/app/uploads/2017/04/Lhistoire-des-déchets-et-de-leur-gestion.pdf (дата обращения – 01.06.2021).
[24] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[25] L’histoire des Déchets et de leur Gestion. Exposition pédagogique « La vie des déchets ». Solidarité laïque avec le soutien du Fond MAIF pour l’éducation. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://www.solidarite-laique.org/app/uploads/2017/04/Lhistoire-des-déchets-et-de-leur-gestion.pdf (дата обращения – 01.06.2021).
[26] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[27] Melosi, Martin. Garbage in the Cities: Refuse, Reform and the Environment 1880-1980. College Station: Texas A & M University Press. 1981.
[28] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[29] Там же.
[2] Uhlig, H. Die Sumerer. C. Bertelsman Verlag GmbH, Muenchen, Germany. 1976.; Martin, D.L., Gershuny, G. The Rodale Book of Composting. Rodale Press, Emmaus, Pennsylvania, USA. 1992.
[3] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[4] Howard, A. An Agricultural Testament. Oxford University Press, London, UK. 1943.; Food and Agriculture Organization. China: recycling of organic wastes in agriculture. FAO Soils Bulletin 40, Rome, Italy. 1978.
[5] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[6] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[7] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[8] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[9] Altomonte, A. II Magnifico, vita di Lorenzo De Medici. Pbl. Rusconi, Milano, Italy. 1982.
[10] Diaz, L.F. et al. Compost Science and Technology. Waste Management Series, Volume 8, 1st Edition. 2007.
[11] De Silguy, C. Histoire des hommes et de leurs ordures : du Moyen-âge à nos jours, Le Cherche Midi, Paris. 1996.
[12] Forot, B.-R. Propreté et gestion des déchets à Paris hier et aujourd’hui, Bénévent, Nice. 2007.
[13] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[14] Worrell, William A., Vesilind, P. Aarne. Solid Waste Engineering. 2ndEdition. Cengage Learning, Stamford, 2011.
[15] Там же.
[16] Corbin, A. Le miasme et la jonquille : l’odorat et l’imaginaire social, XVIIIe-XIXe siècles, Flammarion, Paris. 2008.
[17] Луи Пастер (1822 – 1895) – выдающийся французский химик и микробиолог, основоположник микробиологии, показавший микробиологическую сущность брожения. Заложил научные основы вакцинации против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Фамилия ученого обрела мировую известность благодаря открытому им процессу пастеризации.
[18] Harpet, C. Du déchet, philosophie des immondices : corps, ville, industrie, L’Harmattan, Paris. 1999.
[19] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[20] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[21] Engler, Mira. Waste Landscapes. Permissible Metaphors in Landscape Architecture. Landscape Journal. Volume 14, Number 1. 2015.
[22] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[23] L’histoire des Déchets et de leur Gestion. Exposition pédagogique « La vie des déchets ». Solidarité laïque avec le soutien du Fond MAIF pour l’éducation. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://www.solidarite-laique.org/app/uploads/2017/04/Lhistoire-des-déchets-et-de-leur-gestion.pdf (дата обращения – 01.06.2021).
[24] Béguin, Marine. L’histoire des ordures : de la préhistoire à la fin du dix-neuvième siècle. La revue électronique en science de l’environnement. Volume 13, Numéro 3. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://journals.openedition.org/vertigo/14419 (дата обращения – 01.06.2021).
[25] L’histoire des Déchets et de leur Gestion. Exposition pédagogique « La vie des déchets ». Solidarité laïque avec le soutien du Fond MAIF pour l’éducation. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://www.solidarite-laique.org/app/uploads/2017/04/Lhistoire-des-déchets-et-de-leur-gestion.pdf (дата обращения – 01.06.2021).
[26] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[27] Melosi, Martin. Garbage in the Cities: Refuse, Reform and the Environment 1880-1980. College Station: Texas A & M University Press. 1981.
[28] Barles, Sabine. History of waste management and the social and cultural representations of waste. The Basic Environmental History. Springer International Publisher. 2014.
[29] Там же.