Реализация концессионных соглашений в сфере обращения с ТКО. Выбор земельного участка
Реализация концессионных соглашений в сфере обращения с ТКО. Выбор земельного участка
Оригинальная статья опубликована в Журнале "Твердые бытовые отходы", сентябрь 2022 г.
В цикле статей расскажем о деталях основных этапов реализации инвестпроектов: от подбора земельного участка, проведения морфологического анализа твердых коммунальных отходов (ТКО), подготовки инжиниринговой концепции и определения финансовых параметров проекта до заключения концессионного соглашения и перехода к эксплуатационной стадии.
В первой статье рассмотрены законодательные требования к земельным участкам для размещения объектов обращения с ТКО. Также на основе проведенного анализа законодательства приведен порядок оценки и выбора земельного участка.
ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Общий подход к выбору земельного участка закреплен в Единых требованиях к объектам обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 (далее - Единые требования)[1]. Согласно п. 5 данного документа выбор места расположения должен осуществляться:
• с учетом схемы потоков ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
• в целях обеспечения максимальной экономической эффективности функционирования этих участков.
Указанное положение в большей степени отражает экономические предпосылки выбора земельного участка - чем ближе объект обращения с ТКО к основным местам образования ТКО, тем меньше транспортное плечо и, соответственно, плата за обращение с ТКО для населения. Но помимо экономических предпосылок, на выбор участка влияют законодательные требования экологического характера, которые не позволяют размещать объекты обращения с ТКО на определенных территориях.
Отметим, что основная часть требований относится к размещению полигонов ТКО, представляющих опасность загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха. Эти требования следует учитывать и для остальных объектов в составе комплексов по обращению с ТКО (мусоросортировочных комплексов (МCК), объектов компостирования и объектов производства твердого топлива), если они создаются рядом с полигоном на одном или смежных земельных участках.
ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕДОПУСТИМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В первую очередь необходимо исключить определенные территории, на которых не допускается размещение полигонов ТКО (п. 5.3 Рекомендаций[2]):
• территории природно-заповедного фонда РФ и его охранной зоны;
•в пределах округов санитарной охраны курортных и лечебно-оздоровительных зон;
•территории зеленых зон городов и промышленных поселков;
• земли, занятые или предназначенные под занятие лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции;
• сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня;
• земли историко-культурного назначения;
• в пределах водоохранных зон водных объектов;
• в пределах I и II поясов зон санитарной охраны водных объектов;
• использующиеся для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
• в пределах городской черты;
• территории, загрязненные органическими и радиоактивными отходами, до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;
• территории со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями (с развитыми склоновыми процессами, суффозионно-неустойчивыми грунтами; заболоченными участками и зонами подтопления и т. п.).
Для других объектов обращения с ТКО (МСК, объектов компостирования и объектов производства твердого топлива) в законодательстве и других актах требований, исключающих их размещение на определенных территориях, прямо не установлено. Однако с учетом специфики данных объектов мы полагаем, что данные требования применимы и к ним.
При выборе земельного участка также следует проверить (ст. 105 Земельного кодекса РФ):
• наличие на его территории зон с особыми условиями (водоохранных зон, зон охраны объектов культурного наследия и проч.);
•наличие других ограничений использования земельного участка (особо охраняемые природные территории, охотничьи угодья и проч.).
Благоприятными для размещения полигонов признаются участки:
•удаленные от сельскохозяйственных угодий и транзитных магистральных дорог на 200 м, от лесных массивов и лесопосадок, не предназначенных для рекреации, на 50 м;
• с уклоном в сторону населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов не более 1,5 % (п. 5.4 Рекомендаций [2]).
При размещении полигонов анализируется транспортная структура района и намечаются подъезды к нему вне существующих населенных пунктов.
УДАЛЕННОСТЬ ОТ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Удаленность от аэропортов и аэродромов
Допустимая удаленность от аэропортов (аэродромов) до объектов обращения с ТКО определяется на основании утвержденного уполномоченным органом акта, которым устанавливается приаэродромная территория. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, задачами которой являются:
•обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
• перспективное развитие аэропорта;
•исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду (ст. 47 Воздушного кодекса РФ [4]).
Приаэродромные территории устанавливаются в отношении:
• аэродромов гражданской авиации - Росавиацией РФ;
•аэродромов экспериментальной авиации - Минпромторгом РФ;
•аэродромов государственной авиации - Минобороны РФ (ст. 20 Воздушного кодекса РФ [4]).
В приэродромных территориях формируются подзоны, в каждой из которых действуют свои ограничения на использование объектов недвижимости и осуществление деятельности. Всего предусмотрено семь подзон (ст. 47 Воздушного кодекса РФ). На территории шестой подзоны запрещается размещать объекты, способствующие массовому скоплению птиц, к которым относятся объекты обращения с ТКО. Выделение этой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (п. 1 Положения о приаэродромной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460[3]).
На сегодняшний день успела сформироваться судебная практика о запрете на осуществление деятельности объектов обращения с ТКО в связи с массовым скоплением птиц на таких объектах. Запрет был основан на проведенном орнитологическом исследовании, которым был доказан факт массового скопления птиц и создания угрозы безопасности движения воздушного транспорта в районе аэродрома* Другая практика связана с обязанностью принятия на объектах обращения с отходами (ОРО) профилактических мер, направленных на безопасность воздушных полетов**.
В развитие сложившейся практики Минтрансом РФ разработан проект постановления, направленный на решение вопросов размещения в шестой подзоне ОРО и проведения орнитологических исследований на предмет обоснования возможности размещения данных объектов. .
Проектом предлагается разрешить размещение объектов обращения с отходами в шестой подзоне в зависимости от степени защиты от привлечения птиц:
• не оборудованные защитой от скопления птиц - 15 км от аэропорта (аэродрома);
• закрытого типа, эксплуатация которых не допускает проникновение птиц на объект, - 10 и 5 км в зависимости от класса аэродрома;
• оборудованные системой отпугивания птиц - 10 и 5 км в зависимости от класса аэродрома;
• оборудованные автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания птиц - 7,5 и 5 км в зависимости от класса аэродрома.
Обоснование возможности размещения объектов обращения с отходами предлагается осуществлять на основании орнитологического исследования на предмет привлечения птиц, проводимого Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды.
Кроме того, проектом постановления предлагается закрепить следующие возможные способы отпугивания птиц:
• биоакустические установки;
• сигнальное оружие;
• газовые пушки;
• муляжи/чучела;
• химические методы с использованием электромагнитных методов;
- радиоэлектронные и электромагнитные методы.
Санитарно-защитная зона
Санитарно-защитная зона (033) обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического). По своему функциональному назначению 033 является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[4]).
В границах 033 не допускается использование земельных участков в целях размещения:
• жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и ведения садоводства;
• объектов производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, объектов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222[5]).
Согласно СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 размер СЗЗ для объектов обращения с ТКО различается.
При размещении ряда объектов в составе комплекса по обращению с ТКО на одном земельном участке (или смежных участках) следует учитывать, что требования к размеру СЗЗ могут наложиться друг на друга (например, при строительстве на одном участке объекта обработки мощностью более 40 тыс. т в год и объекта размещения ТКО размер санитарно-защитной зоны будет 1000 м).
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Размещение полигонов ТКО должно осуществляться на таких земельных участках, чтобы возможность загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод была исключена. Несоблюдение требований геологического, гидрогеологического и гидрометеорологического характера может привести к попаданию фильтрата в подземные воды, распространению запаха на близлежащие населенные пункты и снижению качества жизни людей. Определение геологических, гидрогеологических и гидрометеорологических условий осуществляется с использованием полевых методов и путем анализа архивных фондов.
Геологические условия
Благоприятными для размещения полигонов признаются участки:
• открытые, хорошо проветриваемые, незатопляемые и неподтапливаемые, допускающие осуществление мероприятий и инженерных решений, исключающих загрязнение окружающей среды;
• расположенные ниже мест водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбоводных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы;
• с отсутствием опасных геологических процессов (оползневых, карстово-суффозионных, овражной эрозии и т. д.) (п. 5.4 Рекомендаций).
Гидрогеологические условия
По гидрогеологическим условиям лучшими для размещения полигонов являются участки с глинами или тяжелыми суглинками и грунтовыми водами, расположенными на глубине более 2 м. У глин и тяжелых суглинков фильтрационная способность ниже, а удерживающая способность выше, чем у легких и средних суглинков. Выше фильтрационная способность и ниже удерживающая способность у супесей, песка и гравия[6].
Основание и стенки ложа полигона, а также дренажной системы, должны состоять из минерального слоя и гидроизолирующего материала, обеспечивающих коэффициент фильтрации (проницаемость) с объединенным эффектом не более 10- 11 см/с, стойкость к механическим повреждениям не менее 1,8 килоньютонов (п. 248 СанПиН 2.1.3684-21[7]).
Гидрометеорологические условия
Полигоны ТКО должны размещаться с подветренной стороны (с учетом розы ветров) по отношению к населенным пунктам и рекреационным зонам (п. 247 СанПиН 2.1.3684-21).
Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов (п. 5.7 СП 320.1325800.2017[8]).
ОЦЕНКА ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Не менее важным этапом оценки земельного участка является этап оценки правовой документации на предмет наличия прав и обременений, соответствия земельного участка категории земель и виду разрешенного использования, наличия земельного участка в документах территориального планирования. В рамках данного этапа проверяется следующее:
• оценка прав и обременений в отношении земельного участка (собственник, наличие судебных споров, наличие обременений и проч.);
• оценка целевого использования земельного участка (категория, виды разрешенного использования, фактическое использование);
• оценка документации по планировке территории (ст. 42 Градостроительного кодекса РФ);
• проверка схемы территориального планирования муниципального района;
• проверка генерального плана поселения или городского округа (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ);
• проверка правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
[1] Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов».
[2] Рекомендации по проектированию, строительству и рекульти- вации полигонов ТБО. ‒ М.: Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, 2009.
[3] Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Феде- рации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории».
[4] СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
[5] Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
[6] Осипов В. И., Мамаев Ю. А., Козлякова И. В. Территориальное размещение полигонов ТКО // Вестник РАН. ‒ 2020. ‒ Т. 90. ‒ No 6. ‒ С. 567‒574.
[7] СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и про- ведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
[8] СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация».